JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Понеже от прирожения Звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; Птицы, летающие по воздуху, ведают гнезда своя; Рибы, плывающие по морю и в реках, чують ветры своя; Пчелы и тым подобная боронять ульев своих. Тако и люди, игде зародилися и ускормлены суть, по Бозе к тому месту великую ласку имеють.Франциск Скорина.
Из предисловия к библейской книге «Юдифь», изданной Скориной в XVI в.
Введение
И.В. Кондаков назвал культуру России «историческим перекрестком» путей органической восточной традиционности и модерниза-ционного западноевропейского развития1, дав тем самым образную, но наиболее сущностную ее характеристику. Ведь именно эти два импульса, неослабно действовавшие в разные российские эпохи, -ключ всех исторических трансформаций и генератор созидательной и разрушительной энергии отечественной культуры. В постоянстве их диалогического взаимодействия сокрыта как тайна культурной целостности (Евро-Азийства), так и загадка уникальности российской цивилизации.Природа же этой уникальности — глубокие корни, питавшие русскую культуру из самых разных источников: индо-арийской и иранской, балтской и угро-финской; номадических скифо-сарматской и тюркской культур и утонченной античной с ее прямым (черноморские колонии) и опосредованным (Византия и Балканы) воздействием; славянского язычества и сирийско-византийского и европейского христианства; восточного мистицизма и западного рационализма. Природа уникальности — загадочный «континент», географически и духовно соединивший Европу и Азию, связавший воедино ее народы, истории и культуры; пространство, границы которого — сердцевина Восточно-Европейской равнины, центральная Россия, где сходятся все пути и где из множества исторических судеб творится одна общая, а из разных лиц — одно единственное.Именно в пределах этой в эпоху Средневековья чрезвычайно перспективной для цивилизационного развития территории, представлявшей собой исторически важную контактную зону между арабским Востоком и Западной Европой, Византией и Скандинавией, проходило этническое и государственное становление Руси-России, оказавшейся в эпицентре межрегиональных социально-экономических и политических связей и получившей возможность включиться в международную жизнь не только в качестве посредника, но и важнейшего участника глобальных политических и культурно-цивилизационных процессов мирового значения.Ныне эта территория именуется Центрально-административным регионом и обозначена на современной карте Российской Федерации номером 1. Вне зависимости от того, случайное ли это совпадение, замысел составителей карты или официальная позиция идеологов административного межевания, проставленная единица глубоко символична, поскольку за ней — и отсчет исторического времени, и культурно-цивилизационная значимость той земли, что уже тысячу лет называется «Русской».Ее историческая неординарность и столь очевидное в истории предназначение, особая роль в формировании нации и сохранении государственной целостности стали основополагающими в выборе автором с целью культурологического исследования именно этого, столь судьбоносного для России, региона. Выросшая в этих пределах многовековая отечественная культура запечатлела изменчивые географические, ландшафтные, геополитические, социальные, духовно-коммуникативные и художественно-творческие особенности его становления и развития, и тщательное изучение истоков, оснований, импульсов и характера регионального культуротворчества позволяет раскрыть загадку и этого «места», и глубоко связанного с ним «русского духа», русской укорененности в родной земле.В представленной монографии автор, поставивший себе целью ретроспективное изучение культуры Центральной России, предпринимает попытку разрешения следующих задач:- выявление специфики и принципов формирования этносоциального и историко-культурного пространства Центрального региона России;- определение основ социокультурной целостности, характера уникальности, а также факторов культурогенеза, постоянно действовавших в самый значимый период этнического, культурного и государственного его самоопределения (Средневековье: Русь-Россия-Московия);- описание исторической судьбы региональной средневековой культуры, отражение закономерностей ее динамики, циклов развития и логики движения;
— раскрытие особенностей генезиса таких ее культурных подсистем, как этническая структура, тип ментальности, экономика и управление, земледелие и торговля, характер поселений, духовно-религиозная жизнь и художественное творчество.
Заданная логика исследования с необходимостью предполагает системно-синергетический и историко-типологический подходы, позволяющие осуществить трехстороннее рассмотрение социокультурной реальности через архитектонический, функциональный и исторический анализы, выявляющие как особенности функционирования и развития системы, так и ее качества, отражающие типологическое и общее, особенное и единичное, творческое и репродукционное, рациональное и иррациональное. Феноменологический подход позволяет раскрыть внутреннюю сущность реальных субъектов, культурных предметов и антропологических традиций, влияющих на развитие единого культурного целого, тогда как контекстное мышление обеспечивает возможность анализа движения каждого направления развития в общей жизни культуры и обнаруживает системную связь между культурными компонентами, раскрывая их свойства с необходимыми для всестороннего и целостного описания системы полнотой и достаточностью.Исследование проводится на основе комплексного изучения истории и памятников региональной культуры с привлечением широкого круга письменных источников, коими в данном случае являются по преимуществу научные и научно-публицистические труды специалистов разных областей знания, посредством данных и выводов которых автор пытается проследить характер региональной культуры в полноте ее динамического бытия через ряд основных модальностей: ментальность, человеческую деятельность, предметную среду, исторические модификации.Под культурой в данном случае «понимается «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, корпоративно решаемыми проблемами и совместным опытом жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков, форм деятельности и образов сознания, аккумулированных и отобранных социальным опытом как приемлемые с точки зрения консолидированности и воспроизводства общества» (определение А.Я. Флиера).Культурная система, являющаяся в данном случае конкретно-исторической культурой народа, конфессии и региона, представляется как упорядоченная и универсальная для локальной культуры совокупность исторически сложившихся в практике и сознании исследуемой общности культурных форм и черт.
Культурогенез рассматривается как вызванный необходимостью адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям существования процесс постоянно протекающего самообновления культуры, порождения новых и трансформации, модернизации ее старых форм, их интеграции в существующую культурную систему и социальную практику; образования новых культурных конфигураций, подчиняющихся законам трансляции и реинтерпретации культурных форм, разворачивающемуся в истории изменению их смысловых и символических характеристик и связей между ними.
Культурная конфигурация отражает уникальную композицию соединения культурных элементов и является неповторимым способом организации культурной системы. Культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения культурных образцов, обогащение и универсализирование социально-культурно го опыта посредством заимствования и внедрения их в новые культурные системы. Динамика культуры – проявляющееся во времени изменение, прежде всего, в культурных процессах состояния культурных систем и объектов, отражающее внутреннее, межсубъектное и внешнее их взаимодействий с социально-культурным окружением.
В названии монографии «Русь-Росия-Московия: от хакана до государя…» внимание не случайно акцентируется на генезисе власти, под эгидой которой собирается территория и формируется поли- и суперэтническая общность и оригинальная цивилизация. Автор усматривает в параллельности и единовременности развития авторитаризма, образования целостной соборной монокультуры и выделении ядра национально-государственной территории воплощение фундаментального принципа культурогенеза Центральной России. Слившиеся в веках суровых испытаний дружинное единоначалие воли выборного хакана-князя и земледельчески патриархальная генетическая власть отца, сакрализованные языческо-христианской религиозной традицией и олицетворенные в представлении о «государе-царе-защитнике», воплотились в процессе развития в особое «культурно-гравитационное поле» «вмещающего ландшафта» (Л.Н. Гумилев), определенным и необходимым образом воздействующее в пределах пространства влияния на всякое культуротворчество, и любое вырождение, кризис или подмена традиционной для исконной России власти неизбежно приводил и будет приводить к хаосу, шаткости государства и обрушению культуры.
Однако автор не преследует цели детально рассмотреть процессы становления или функционирования авторитаризма, и решая задачи контекстного исследования культуры, лишь отмечает особенности культурогенеза власти в необходимом и достаточном, как ему представляется, объеме.
1 См.: Кондаков И.В. Культура России. -М.: Книжный дом «Университет», 1999. -С. 63.
Предыдущая — Следующая >>