JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
ПОЧИТАТЕЛИ АПОЛЛОНА
О существовании Гипербореи образованному читателю хорошо известно из древнегреческих источников. Кто не видел античные карты, где в северо-восточной части Европы написано название легендарной страны? Кто с детства не помнит истории о подвигах Геракла, один из которых состоял в том, чтобы добыть волшебные яблоки из гиперборейской земли? Кто не читал о путешествии аргонавтов за золотым руном, в котором принимали участие гиперборейцы Зета и Калаида?
Разумеется, эти упоминания — лишь вершина айсберга, лишь малая, ничтожная часть знаний о древней земле, лежавшей некогда на окраине греческой ойкумены. Полный обзор античных источников по данной теме можно найти в книге выдающегося русского учёного А.Ф.Лосева «Мифология греков и римлян», М.1996 (с.462-487). Лосев пишет, что миф о гиперборейцах имел у древних греков «огромную популярность». По его словам, античная литература «буквально пестрит разного рода упоминаниями о гиперборейцах». Данные о них мы находим и у таких древних авторов, как Гесиод и Гомер, и у классиков античности — Платона, Аристотеля, Пиндара, Геродота, и у мыслителей позднего эллинизма — Порфирия, Ямвлиха, Прокла. У Гекатея Абдерского, жившего в 4 веке до н.э., есть целый трактат «О гиперборейцах», который стал источником для более поздних авторов, писавших на эту тему — для Диадора, Мела, Элиана, Плиния Старшего.
Что же сообщают нам греческие авторы?
Давая в частностях и деталях весьма противоречивые сведения, многие из них сходятся на том, что гиперборейцы — это почитатели бога Аполлона. «Они сами как бы являются некими жрецами Аполлона» (Диодор); «У них был обычай посылать зачатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают» (Плиний). «Род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели» (Элиан). Гесихий сообщает, что «гиперборейцы почитают небесный свод», совершая жертвоприношения «не под крышей, а под открытым небом». В достоверности данных сведений не приходится сомневаться, ибо о культовых храмах Аполлона на острове Делос и в Дельфах, куда гиперборейцы присылали свои дары «под звуки флейт, сиринг и кифар», было известно всем жителям Эллады.
Сообщения о месте происхождения жрецов, принесших на юг Европы культ Аполлона, не так единодушны. Гекатей считал, что гиперборейцы живут на не-ком острове, по размерам «не меньше Сицилии», что лежит «напротив земли кельтов». Расположен он на севере, поскольку находится за пределами Борея.
Бореем эллины называли холодный северный ветер, в отличие от Нота — влажного ветра с Юга, и Зефира — нежного ветра с Запада. Все они, согласно мифологии, считались родными братьями, рожденными от отца звезд — Астрея и его супруги, богини утренней зари — Эос. Борею посвящен следующий орфический гимн:
Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,
О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,
Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!
Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,
Ясной погодой даря, дабы радостным взором эфира
Солнца лучи засветили на земле, и сияя и грея!
(«Античные гимны», М.1988, с. 260, пер. О.В.Смыки).
Из гимна ясно, что Борей приходит в Грецию с северо-востока, ибо «снежная Фракия» простиралась от Карпат до Эгейского моря и от Чёрного моря до реки Аксий (Вардар), берущей начало на территории Македонии. Там, за Истром (Дунаем) с Запада на Восток протянулись Рипейские горы (См. карты Гесиода и Гекатея).
Плиний утверждает, что гиперборейцы живут за Рипейскими горами (их разные авторы помещали в различные места ойкумены: от Альпийских вершин до Уральского хребта). «Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода и это только один день». «Светила там восходят только один раз в год, при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем». Элиан тоже упоминает Рипейские горы, связанные с культом Аполлона тем, что оттуда к жрецам в установленное время священнослужения прилетает стая лебедей. Диодор и Аристотель указывают на Гиперборею как на родину богини Лето (Лато), матери Аполлона и Артемиды, которым посвящена наша статья «Родные боги» (стр. 11-18).
Обобщив эти противоречивые сведения, равно как и другие, более фантастические легенды, отец географии Страбон заключил, что античные авторы «называли гиперборейцами, савроматами и ариманами всех, живших выше Эвксинского понта, Истра и Адриатического моря», то есть население северо-восточной Европы.
Важно заметить, что гиперборейцы были для древних греков не мифологическим народом, а вполне конкретными людьми, с которыми у них были живые связи и контакты. Широко известен был жрец Аполлона, кудесник и чародей Абарис. Он упоминается у многих античных авторов, в том числе в трудах Плутарха, Порфирия и Ямвлиха. Абарису приписывается литература религиозного и магического содержания. Будучи боговдохновенным, он давал оракулы и прорицания. Пишут, что Абарис «всё время носил в руке стрелу в качестве символа Аполлона и обошёл со своими прорицаниями всю Грецию». По сообщению Диодора, «гипербореец Абарис приезжал в Элладу, чтобы возобновить старинную дружбу и родство с делосцами».
На Делосе побывали и другие земляки Абариса — Гиперохой и Лаодикия, приносившие дары Аполлону. Само дельфийское святилище основано по преданию гиперборейцами, среди которых наиболее известен Олен.
Этот Олен, по утверждению местной поэтессы Бойо, «был первым пророком бога и первым произносил пророчества в гекзаметрах».
Гиперборейцами считались также мистик Пифагор (он был современником Абариса) и Аристей. Последнего Геродот считает автором сочинения «Аримаспея», а Страбон — учителем Гомера, написавшего помимо «Илиады» и «Одиссеи» величественные гимны.
Итак, если география Гипербореи определялась греками весьма приблизительно (как земля, лежащая к северу от Борея), то жители этой страны имели более конкретные образы. Их называли «почитателями», «служителями» или «жрецами» бога Аполлона, солнечного стреловержца, убившего змия Пифона.
По следам греческих авторов, а также их исследователей, пошёл академик Б.А.Рыбаков. В своей книге «Язычество древних славян», М.1994 он обобщил многие античные упоминания Гипербореи, а также новейшие данные, связанные с семьей богов Лато-Артемида-Аполлон. Рыбаков суммировал имевшиеся у него сведения о «связи Лато с Севером» в следующих тезисах: «1. Лато происходит из земли гиперборейцев; 2. Мужем Лато некоторые мифы считают гиперборейца Опи-са; 3. Лато бежала от гнева Геры на о.Делос из земли гиперборейцев; 4. Сын Лато, Аполлон, ежегодно отправляется на зиму в страну гиперборейцев («аподемия»); 5. В стране гиперборейцев Аполлон хранит свои стрелы. 6. Гиперборейцы ежегодно посылают дары в делосские храмы детей Лато — Аполлона и Артемиды.»
Ученый-славист прекрасно понимает, что страна Гиперборея имела мифические черты, но знает и то, что в античности миф весьма часто имел самое, что ни на есть земное происхождение. И он начинает искать по раскопкам реальную родину Лато и её детей-близнецов. Результат превосходит все ожидания! На основе точных археологических данных Рыбакову удалось не только определить географические границы загадочной страны (он помещает ее на северо-востоке Европы, между Одером и верховьем Волги), но даже весьма точно начертить путь из северных святилищ Латы (Лады) к берегам Адриатики и Эгейского моря (см. карту культа Лето и Лады). Этот маршрут совпадает с так называемым «янтарным путём», который проходил из Балтики в Средиземноморье через Центральную Европу. Б.А.Рыбаков приводит и другие аргументы в подтверждение существования реальной, исторической Гипербореи.