ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ ПОЛЮС — ПОЧИТАТЕЛИ АПОЛЛОНА

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

ПОЧИТАТЕЛИ АПОЛЛОНА

О существовании Гипербореи обра­зованному читателю хорошо известно из древнегреческих источников. Кто не ви­дел античные карты, где в северо-восточ­ной части Европы написано название легендарной страны? Кто с детства не помнит истории о подвигах Геракла, один из которых состоял в том, чтобы добыть волшебные яблоки из гиперборейской земли? Кто не читал о путешествии ар­гонавтов за золотым руном, в котором при­нимали участие гиперборейцы Зета и Калаида?

Разумеется, эти упоминания — лишь вершина айсберга, лишь малая, ничтож­ная часть знаний о древней земле, ле­жавшей некогда на окраине греческой ойкумены. Полный обзор античных ис­точников по данной теме можно найти в книге выдающегося русского учёного А.Ф.Лосева «Мифология греков и римлян», М.1996 (с.462-487). Лосев пи­шет, что миф о гиперборейцах имел у древних греков «огромную популяр­ность». По его словам, античная литера­тура «буквально пестрит разного рода упоминаниями о гиперборейцах». Дан­ные о них мы находим и у таких древних авторов, как Гесиод и Гомер, и у классиков античности — Платона, Аристотеля, Пиндара, Геродота, и у мыслителей по­зднего эллинизма — Порфирия, Ямвлиха, Прокла. У Гекатея Абдерского, жившего в 4 веке до н.э., есть целый трактат «О гиперборейцах», который стал источни­ком для более поздних авторов, писав­ших на эту тему — для Диадора, Мела, Элиана, Плиния Старшего.

Что же сообщают нам греческие ав­торы?

Давая в частностях и деталях весьма противоречивые сведения, многие из них сходятся на том, что гиперборейцы — это почитатели бога Аполлона. «Они сами как бы являются некими жрецами Аполло­на» (Диодор); «У них был обычай посы­лать зачатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают» (Плиний). «Род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели» (Элиан). Гесихий сообщает, что «гиперборейцы почитают небесный свод», совершая жертвоприношения «не под крышей, а под открытым небом». В досто­верности данных сведений не приходится сомневаться, ибо о культовых храмах Апол­лона на острове Делос и в Дельфах, куда гиперборейцы присылали свои дары «под звуки флейт, сиринг и кифар», было извес­тно всем жителям Эллады.

Сообщения о месте происхождения жрецов, принесших на юг Европы культ Аполлона, не так единодушны. Гекатей считал, что гиперборейцы живут на не-ком острове, по размерам «не меньше Сицилии», что лежит «напротив земли кельтов». Расположен он на севере, поскольку находится за пределами Борея.

Бореем эллины называли холодный северный ветер, в отличие от Нота — влажного ветра с Юга, и Зефира — не­жного ветра с Запада. Все они, согласно мифологии, считались родными братья­ми, рожденными от отца звезд — Астрея и его супруги, богини утренней зари — Эос. Борею посвящен следующий орфи­ческий гимн:

Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,

О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,

Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!

Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,

Ясной погодой даря, дабы радо­стным взором эфира

Солнца лучи засветили на зем­ле, и сияя и грея!

(«Античные гимны», М.1988, с. 260, пер. О.В.Смыки).

Из гимна ясно, что Борей приходит в Грецию с северо-востока, ибо «снеж­ная Фракия» простиралась от Карпат до Эгейского моря и от Чёрного моря до реки Аксий (Вардар), берущей на­чало на территории Македонии. Там, за Истром (Дунаем) с Запада на Восток протянулись Рипейские горы (См. кар­ты Гесиода и Гекатея).

Плиний утверждает, что гиперборей­цы живут за Рипейскими горами (их разные авторы помещали в различные места ойкумены: от Альпийских вершин до Уральского хребта). «Верят, что там находятся петли мира и крайние пре­делы обращения светил. Солнце све­тит там в течение полугода и это толь­ко один день». «Светила там восходят только один раз в год, при летнем сол­нцестоянии, а заходят только при зим­нем». Элиан тоже упоминает Рипей­ские горы, связанные с культом Апол­лона тем, что оттуда к жрецам в уста­новленное время священнослужения прилетает стая лебедей. Диодор и Ари­стотель указывают на Гиперборею как на родину богини Лето (Лато), матери Апол­лона и Артемиды, которым посвящена наша статья «Родные боги» (стр. 11-18).

Обобщив эти противоречивые све­дения, равно как и другие, более фан­тастические легенды, отец географии Страбон заключил, что античные авто­ры «называли гиперборейцами, савроматами и ариманами всех, живших выше Эвксинского понта, Истра и Адриати­ческого моря», то есть население се­веро-восточной Европы.

Важно заметить, что гиперборейцы были для древних греков не мифоло­гическим народом, а вполне конкретны­ми людьми, с которыми у них были жи­вые связи и контакты. Широко извес­тен был жрец Аполлона, кудесник и чародей Абарис. Он упоминается у мно­гих античных авторов, в том числе в тру­дах Плутарха, Порфирия и Ямвлиха. Абарису приписывается литература ре­лигиозного и магического содержания. Будучи боговдохновенным, он давал оракулы и прорицания. Пишут, что Аба­рис «всё время носил в руке стрелу в качестве символа Аполлона и обошёл со своими прорицаниями всю Грецию». По сообщению Диодора, «гипербореец Абарис приезжал в Элладу, чтобы во­зобновить старинную дружбу и род­ство с делосцами».

На Делосе побывали и другие зем­ляки Абариса — Гиперохой и Лаодикия, приносившие дары Аполлону. Само дельфийское святилище основа­но по преданию гиперборейцами, среди которых наиболее известен Олен.

Этот Олен, по утверждению местной поэтессы Бойо, «был первым пророком бога и первым произносил пророчества в гекзаметрах».

Гиперборейцами считались также мистик Пифагор (он был современни­ком Абариса) и Аристей. Последнего Геродот считает автором сочинения «Аримаспея», а Страбон — учителем Го­мера, написавшего помимо «Илиады» и «Одиссеи» величественные гимны.

Итак, если география Гипербореи определялась греками весьма прибли­зительно (как земля, лежащая к севе­ру от Борея), то жители этой страны имели более конкретные образы. Их на­зывали «почитателями», «служителями» или «жрецами» бога Аполлона, солнеч­ного стреловержца, убившего змия Пифона.

По следам греческих авторов, а так­же их исследователей, пошёл академик Б.А.Рыбаков. В своей книге «Языче­ство древних славян», М.1994 он обобщил многие античные упоминания Гипербореи, а также новейшие данные, связанные с семьей богов Лато-Артемида-Аполлон. Рыбаков суммировал имевшиеся у него сведения о «связи Лато с Севером» в следующих тези­сах: «1. Лато происходит из земли ги­перборейцев; 2. Мужем Лато некото­рые мифы считают гиперборейца Опи-са; 3. Лато бежала от гнева Геры на о.Делос из земли гиперборейцев; 4. Сын Лато, Аполлон, ежегодно отправ­ляется на зиму в страну гиперборейцев («аподемия»); 5. В стране гиперборей­цев Аполлон хранит свои стрелы. 6. Ги­перборейцы ежегодно посылают дары в делосские храмы детей Лато — Апол­лона и Артемиды.»

Ученый-славист прекрасно понима­ет, что страна Гиперборея имела ми­фические черты, но знает и то, что в античности миф весьма часто имел са­мое, что ни на есть земное происхож­дение. И он начинает искать по рас­копкам реальную родину Лато и её де­тей-близнецов. Результат превосходит все ожидания! На основе точных архе­ологических данных Рыбакову удалось не только определить географические границы загадочной страны (он поме­щает ее на северо-востоке Европы, меж­ду Одером и верховьем Волги), но даже весьма точно начертить путь из север­ных святилищ Латы (Лады) к берегам Адриатики и Эгейского моря (см. кар­ту культа Лето и Лады). Этот маршрут совпадает с так называемым «янтарным путём», который проходил из Балтики в Средиземноморье через Центральную Европу. Б.А.Рыбаков приводит и дру­гие аргументы в подтверждение суще­ствования реальной, исторической Ги­пербореи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Культурное обозрение